Я живу во Вселюбе. Как молодой ксендз восстанавливает древний храм и учит местных любить свое

Истoчник мaтeриaлa:
Tut.by

«У   нaшaгa ксяндзa ідэі ў гaлaвe aднa зa   aднoй бягуць і ня   мoгуць aстaнaвіццa»,   — гoвoрят житeли aгрoгoрoдкa Всeлюб, чтo в   Нoвoгрудскoм рaйoнe. Нaстoятeль мeстнoгo кoстeлa Святoгo Кaзимирa 42-лeтний ксeндз Витaлий Цыбульский тoлькo улыбaeтся и   гoвoрит, чтo, eсли гoришь кaким-тo дeлoм, тo   всe пoлучится. Зa   три гoдa, чтo oн   живeт в   мeстeчкe, успeл сдeлaть рeмoнт в   oднoм из   сaмыx стaрыx кaтoличeскиx xрaмoв Бeлaруси, привeсти в   пoрядoк тeрритoрию вoкруг, нaчaть кoнсeрвaцию усыпaльницы грaфoв O’Руркoв и   oргaнизoвaть нa   oкрaинe пoсeлкa винoгрaдник   — мeстo для oтдыxa, кудa мoжeт прийти любoй жeлaющий. Мeстныe снaчaлa удивлялись, a   пoтoм пoдключились к   бурнoй дeятeльнoсти свящeнникa, у   кoтoрoгo плaнoв   — грoмaдьe.



Этим мaтeриaлoм TUT.BY прoдoлжaeт свoй прoeкт «Я   живу»   — o   дeрeвняx, aгрoгoрoдкax, пoсeлкax, гдe нeт гипeрмaркeтoв, пaркoв, рeстoрaнoв и   бaрoв, пoрoй   — дaжe шкoл и   рaбoчиx мeст. Зaтo eсть люди   — тe   мaлeнькиe и   нeзaмeтныe пoрoй Личности, которые живут в   нашей с   вами стране: рождаются, женятся, растят детей, встречают гостей, ищут работу, хоронят стариков   — и   очень любят свою родину. Это проект не   о   попсовых и   вылизанных турмаршрутах, это истории о   настоящей Беларуси и   настоящих белорусах, а   еще   — об   искренней любви к   месту, где родился, вырос и   остаешься по   какой-то причине или всему вопреки.



—   Там у   нас район Чечня, здесь   — Карабах,   — говорит местный житель Александр.


Оказывается, когда-то в   агрогородок приехали беженцы, да   так и   остались. Районы, где поселились люди, стали называть по   названию местности, откуда они прибыли.


—   Вот здесь должен был быть торговый центр, гостиница, ресторан, но   так и   не   достроили,   — показывает мужчина на   долгострой в   центре агрогородка.


Сейчас во   Вселюбе   — два магазина, свой дом культуры, церковь, костел, почта, отделение банка, ветстанция, рядом   — местный СПК. Самый популярный транспорт в   местечке   — повозки, запряженные лошадьми.


«А   потом ксендз пришел новый и   начал все делать»

— У   нас еще и   коров держат, как раньше,   — рассказывают местные жители.


Действительно, если   бы не   магазины с   современными яркими вывесками, то   могло   бы показаться, что Вселюб застыл где-то в   70-х годах прошлого века.


— Посередине поселка была раньше синагога. Вон там, видишь, магазин? Раньше рюмочная была. Да   такая популярная, что одни выходили, другие сразу входили. А   там была столовая. Нет уже ничего. Только две крамы. А   с   той стороны, где костел   — парк старинный,   — ностальгирует Александр и   вспоминает, что в   парке несколько лет назад сожгли бывшую графскую усадьбу. —   Пришли грибники, дождь шел, они разложили на   полу костер и   все   — деревянный дом быстро сгорел. Граф [потомок бывшего владельца усадьбы] кались приезжал, я   ему экскурсию проводил. Хотел, чтобы ему отдали   — а   теперь и   отдавать нечего.



У   агрогородка   — впечатляющее прошлое. Когда-то здесь жили представители ирландского графского рода О’Рурков. Во   второй половине ХIХ века граф Иосиф О’Рурк построил во   Вселюбе усадьбу с   видом на   реку Плису. С   восточной стороны к   усадьбе вела подъездная аллея, с   противоположной была часовня. С   двух сторон дом окружал большой парк.


В   1939 году графа увезли большевики. Местные жители рассказывают, как Иосиф О’Рурк, навсегда покидая поместье, попрощался с   Вселюбом: граф поднял шляпу и   поклонился местным жителям. От   фамильного дома ничего не   осталось, а   вот парк сохранился. Есть на   кладбище и   родовая усыпальница. Правда, внутри ничего не   сохранилось   — все разграбили.


—   Раньше все заросшее было, а   потом ксендз пришел новый и   начал что-то делать. Хороший ксендз. Площадку около костела организовал. Я   туда ходил. Но   нам как-то непонятно   — сделал там лавочки, пруд, беседку. И   что? Этим всем можно пользоваться вот так просто? —   не   понимает Александр.




—   Да, вот так просто,   — говорит отец Виталий Цыбульский. Он   встречает нас во   дворе костела. Ксендз одет в   простые свитер и   джинсы   — и   выглядит очень обыденно.


До   Вселюба он   служил в   Гродно, Сморгони, Щучине, Чаусах, Ивье.


—   Сам я   из   Щучина. В   моей жизни было все: и   в   армии отслужил, и   жениться хотел, но   потом как-то все повернулось, пришло озарение и   я   поехал в   семинарию в   Краков, где учился 7 лет. Мои родители, они верующие, мой выбор одобрили. Знаете, это   же такое благословение для семьи. Думали, что я   первый священник в   роду, но   потом оказалось, что среди родственников когда-то давно был еще один,   — рассказывает отец Виталий.

Родители, кстати, стали главными помощникам ксендза во   всех его начинаниях во   Вселюбе: красили, строгали, убирали, косили и   всячески поддерживали.



Отец Виталий показывает свою главную гордость   — костел святого Казимира. Проводит экскурсию по   небольшому храму и   на   ходу рассказывает, что вход был пристроен к   готическому сооружению в   XIX веке. А   сама святыня появилась во   Вселюбе в   1433 году.


  — Мы, открывая двери и   проводя иногда такие   же экскурсии для приезжающих, говорим, что вот на   дворе XXI век, в   этой пристройке   — XIX, а   вот за   этими дверями   — XV.


От   средневековья в   костеле, конечно, ничего не   осталось.


  — Во   время Советского союза здесь был и   склад, и   спортивный зал. Долгое время костел пустовал, а   потом сюда каждое воскресенье приезжал священник. Но   вы   же сами понимаете разницу, когда человек приезжий и   когда он   на   месте. Еще три года назад все здесь было в   очень запущенном состоянии   — двор и   старинное кладбище заросли кустами, потолок в   храме почернел. Святыня требовала ремонта. Понятно, что агрогородок находится на   периферии, и   ждать финансирования можно очень долго. Но   я   же гражданин, и   я   должен заботится о   той земле, где живу,   — объясняет свою позицию ксендз.



Храм отремонтировали за   80 дней

Но   перед началом ремонта надо было заручиться поддержкой местного населения.


  — Католиков здесь меньшинство. Я   стал обходить дома. Мне сразу сказали: «Поляки   — там». Но   я   решил, что надо этот барьер, который построен между людьми, как-то ломать. Знакомился, рассказывал о   своих идеях. А   главная была такая: не   важно, католик ты, православный или неверующий   — в   костеле тебя ждут. Сюда можно прийти любому. Сначала местные очень удивлялись такому подходу, относились настороженно. А   потом что-то сдвинулось. Стали активно помогать в   благоустройстве и   территории, и   храма. Приход ведь здесь небольшой   — всего 170 человек. Это Вселюб и   еще 22 деревни вокруг. Очень много пожилых прихожан. Бабушки старенькие. Они часто не   могут добраться до   Вселюба   — населенные пункты находятся в   20−25 километрах друг от   друга. К   ним уже еду   я. Бывает, что за   день километров 200 проезжаю.



Костел, согласно документам, построен до   1433 года.


  — То   есть в   это время этот храм уже существовал, уже упоминался. Поэтому вполне справедливо называть его старейшим костелом в   Беларуси,   — уверен ксендз.


Храм всей громадой отремонтировали за   80 дней. Все получилось скромно, но   со   вкусом. Отец Виталий говорит, что старались сохранить средневековый интерьер   — на   деревянном потолке сделали имитацию бруса, внутри все выкрасили в   светлые тона, а   в   некоторых местах оставили неоштукатуренную кладку, чтобы были видны старинные кирпичи. Алтарь храму подарили, старинные иконы принесли местные жители. А   еще здесь есть уникальная скульптура Божьей матери беременной, которую освятили в   Польше.




—   Таких скульптур в   Беларуси больше нет. А   все как вышло… Полтора года назад ко   мне стали обращаться молодые семьи, у   которых нет детей. Я   спрашиваю у   них: что мне сделать, как мне вам помочь? Я   могу за   вас молиться, а   в   остальном вы   должны сами этот вопрос с   богом решать. Спустя какое-то время ко   мне приходит бомж. Он   ждет меня шесть часов, чтобы… обмануть. Не   очень интересная история. Но   во   время нашего разговора он   говорит про Матерь Божью беременную. А я   о   таком первый раз слышу. Но   стал искать в   интернете, нашел совсем немного информации. В   какой-то момент появляются люди, которые вытачивают скульптуру. Мы   освятили ее   на   Фесте в   городе Пшемысел, куда когда-то ездила одна из   наших прихожанок с   просьбой о   помощи нашему храму. Привезли сюда, поставили и   сделали открытки со   специальной молитвой. И   недавно мне рассказывают, что у   одной из   местных жительниц УЗИ показало, что родится ребенок с   синдромом Дауна. Она рассказал об   этом своей учительнице. Та   говорит, что не   знает чем помочь и, наверное, остается только молиться. И   тут из   книги выпадает та   самая открытка! В   феврале женщина позвонила мне и   сказала, что родился совершенно здоровый ребенок. Мы   считаем, что наша Божья Матерь беременная сотворила свое первое чудо. Сейчас раз в   месяц в   храме проходят специальные молитвы за   семьи, у   которых нет детей.



«Долина Эйн-Керем», куда может прийти любой желающий

Еще долго отец Виталий рассказывает о   своих прихожанах, истории, костеле и   о   том, сколько всего еще надо сделать.


Около храма он   и   прихожане за   несколько лет облагородили территорию   — выкорчевали кусты, построили деревянную беседку, очистили заросший пруд и   организовали там небольшой пирс, установили скамейки, посадили цветы и   даже обновили старый, почерневший от   времени сарай, около которого планируют сделать музей под открытым небом, где будут представлены старинные предметы сельского быта. Всей территории дали название   — «Долина Эйн-Керем».


—   Это долина виноградника, где беременная Дева Мария встречалась с   Елизаветой, матерью Иоанна Крестителя. Здесь   же он и   родился. Сейчас та   территория находится в   Иерусалиме. Там расположены несколько монастырей и   храмов.


Вселюбский Эйн-Керем, конечно поскромнее, но   ксендз и   прихожане уверены, что со   временем долина станет популярной у   паломников. И   уже сейчас туда может прийти любой желающий. Вот местный житель Александр уже ходил. Говорит, посидел на   лавочке, отдохнул. Признается, очень странно ему в   их   агрогородке видеть такое место.


  — Как картинка,   — удивляется мужчина.




Ксендз   же собирается «гореть» дальше. Вот недавно начали консервацию усыпальницы графов О’Рурков на   старинном кладбище, которое в   свое время тоже привели в   порядок. Отремонтировали здание около костела, где сейчас живет священник, и   организовали на   втором этаже что-то типа гостиницы, где могут ночевать туристы и   паломники. Открыли костельную лавку, вся выручка которой идет на   благоустройство костела и   территории вокруг него. Сделали открытки с   видами местечка, листовки с   номерами счетов храма и   магнитики с   изображением костела и   сердца. Вселюб   же — значит, любовь.


  — Мы   пока наш гостиный двор никак не   рекламируем, потому что надо еще многое сделать, но   совсем скоро здеь уже можно будет ночевать,   — священник рассказывает, что он, его отец и   несколько прихожан начали строительство летней терассы, на   которой хотят сделать кофейню.



—   Не   боитесь, что кто-то придет и   сломает всю вашу красоту?


  — Не   боюсь. Конечно, будет жалко, но   это такое испытание. Я   говорю прихожанам   — даже, если мне придется отсюда уехать, то   это все останется вам   — и   вы   сами должны быть ответственны за   землю, где живете.

 

Теги: Гродно
 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.