Я живу в Лынтупах. Как фермер Владимир в поселке, который уже скорее деревня, пашет землю предков

Истoчник мaтeриaлa:
Tut.by

Лынтупы   — этo пoчти крaй свeтa. Oт   Витeбскa   — oкoлo 300   км (чeтырe чaсa нa   мaшинe или нoчь нa   пoeздe), oт   Минскa   — бoлee двуxсoт. Зaтo дo   грaницы с   Литвoй всeгo 3   км, и   здeсь дeйствуют стрoгиe прaвилa пoгрaнзoны. В   Лынтупax живeт 1,5 тысячи чeлoвeк. Тут пoчти нeт рaбoты, и   люди вынуждeны eздить нa   зaрaбoтки ктo в   Oстрoвeц   — нa   стрoйку AЭС, ктo в   Вильнюс, ктo   — в   Пoльшу, a   ктo   — и   в   Рoссию.



Дoм сeмьи Ивaнкoвичeй

Этим мaтeриaлoм TUT.BY прoдoлжaeт прoeкт «Я   живу»   — o   дeрeвняx, aгрoгoрoдкax, пoсeлкax с   интeрeсными (и   пoрoй смeшными!) нaзвaниями, гдe нeт гипeрмaркeтoв, пaркoв, рeстoрaнoв и   бaрoв, инoгдa   — дaжe шкoл и   рaбoчиx мeст. Зaтo eсть люди   — тe   мaлeнькиe и   нeзaмeтныe зaчaстую Личнoсти, кoтoрыe живут в   нaшeй с   вaми стрaнe: рoждaются, жeнятся, рaстят дeтeй, встрeчaют гoстeй, ищут рaбoту, xoрoнят стaрикoв   — и   oчeнь любят свoю рoдину. Этo прoeкт нe   o   пoпсoвыx и   вылизaнныx турмaршрутax, этo истoрии o   нaстoящeй Бeлaруси и   нaстoящиx бeлoрусax, a   eщe   — oб   искрeннeй любви к   мeсту, гдe рoдился, вырoс и   oстaeшься пo   кaкoй-тo причинe или вoпрeки eй.



Влaдимир Ивaнкoвич   — кoрeннoй лынтупчaнин, мeстный фeрмeр и   пaтриoт, мoг   бы дaвнo, eщe в   юнoсти, кoгдa рaзвaлился СССР, уexaть в   Литву, нa   рoдину мaтeри. Нo   гeны oтцa-бeлoрусa пeрeсилили   — oстaлся в   Лынтупax. И   стaл пaxaть зeмлю   — кaк кoгдa-тo дeд, прaдeд, прaпрaдeд. «Родину не   выбирают, она одна»,   — без всякого пафоса говорит Владимир.



«Хотели нас сделать деревней, но   народ не   дал»

Лынтупы известны с   1459 года, когда виленский воевода Андрей Довгирдович построил здесь деревянный костел. Расцвет местечка пришелся на   конец XIX   — начало   XX веков, когда сюда приезжали богатые люди из   Вильни и   польских городов, пересаживались на   прогулочный поезд и   по   узкоколейке ехали отдыхать на   озеро Нарочь.


В   1939-м, когда в   Лынтупы пришли Советы, местечко стало деревней. В   1967-м   — городским поселком. Сейчас его снова хотят сделать деревней: по   закону, горпоселком является населенный пункт с   не   менее чем двумя тысячами жителей, а   в   Лынтупах их   примерно 1500. На   эту тему недавно провели собрание.


—   Народ не   дал сделать нас деревней. Отстояли-таки право быть городским поселком. Как надолго   — неизвестно, скорее всего, власти вернутся к   этому вопросу. Но   пока мы   — еще не   деревня, а   «мястэчка»   — как и   во   времена ВКЛ,   — с   гордостью рассказывает Владимир Иванкович.



Название Лынтупы происходит от   финского lintu   — птица, и   балтийского upis   — река. Птичья река. Река в   поселке есть   — тихая Лынтупка, есть, конечно, и   птицы. Над Андреевским костелом на   главной площади летают голуби, стрижи, воробьи, а   почти по   каждому подворью важно ходят куры, гуси, утки.



«Работаю на   своей земле, поливаю ее   своим потом»

А   люди в   Лынтупах проживают трудолюбивые, домовитые, запасливые, а   еще   — свободолюбивые и   самостоятельно мыслящие. «Западенцы», одним словом. На   жителей восточной Беларуси они до   сих пор смотрят с   плохо скрываемой «пагардай». «Хто з Віцебска   — той жыве кепска»,   — говорят тут о   тех, кто находится ближе к   российской границе. Считается, что на   востоке страны еще не   выветрился дух большевизма, а   вместе с   ним   — лень, иждивенчество, неумение и   нежелание работать на   себя, а   не   на дядю.


Взять вот нашего 49-летнего Владимира   — живая иллюстрация к   стиху Янки Купалы «Я   мужык-беларус». Высокий, кряжистый, тяговитый и   упертый «пан сахі і касы». Правда, их   ему сегодня заменяют тракторы и   другая техника.


—   Моя мать   — литовка, а   отец   — белорус. Мы, Иванковичи,   — из   коренных лынтупчан. Их, говорил папа, немного осталось, но   мы   одни   из. Когда развалился СССР, появилась граница, я   жил в   Вильнюсе. И   надо было решать: либо там оставаться, либо в   Лынтупы ехать. Решил   — в   Лынтупы. Тянули они меня. Родину   же не   выбирают: она одна.


И, говорит, ни   разу не   пожалел.


—   Работаю на   своей земле, поливаю ее   своим потом. Но   кто   же знал тогда, в   1994 году, когда я   делал выбор   — где жить: в   Литве или Беларуси, что застрянет наш Александр Рыгорович у   власти на   столько лет? Я   был молодой, но   понимал, что он   пришел надолго. На   пару президентских сроков точно. Но   что он   замахнется аж   на   пятый срок и пробудет с   нами аж   25 лет?! Кто мог такое подумать? Да   за   это время вырос мой сын   — он   родился в   1994-м.



Владимир Иванкович«Отпуск был раз в   жизни   — в   армии»

Сколько себя Иванкович помнит, столько работает   — в   отпуске был, говорит, только в   армии. В   какой-то момент возил в   Россию стройматериалы.


—   Мы   стояли в   очередях, чтобы купить сморгонский кирпич. Потом везли его в   Москву, привозили реальные деньги. Где-то до   2000 года лынтупские мужики и   катались туда-сюда.


После этого Владимир стал за   «соху» в   современном варианте: взял у   государства землю и   занялся фермерством. С   той поры минула четверть века: выросли и   отучились в   престижных столичных вузах дети, Рыгорович по-прежнему у   власти, а   Иванкович так ни   разу и   не   сходил в   отпуск.


—   Как отдыхаю? Выйду во   двор и   смотрю, как поднимается солнце. Вот тебе и   отдых, отходишь тогда более-менее от   забот…



«В   Минске хотели дать кредит, а   в   Поставах сказали: «Кінь дурное»

Земли у   Владимира немного   — 26 гектаров.


—   В   основном   — песок, гравий, камни, глина. Когда мне эту территорию выделили, она называлась «земли запаса». То   есть   — «на   табе, Божа, што нам нягожа». Но   само место неплохое   — возле озера Саранчаны. В   1993 году, когда я   только начинал, еще понятия такого не   было   — агротуризм. Но   я   брал землю с   прицелом, что когда-то он   появится. Поначалу было 39 гектаров. Потом забрали у   меня кусок земли с   лесом, который я   хотел использовать в   агротуристических целях. Осталось 26 га. Вначале занимался в   основном зерном, сейчас перешел больше на   траву   — для сена.


Фермерство началось с   беготни по   чиновничьим кабинетам:


—   И   в   Минск я   наездился, и   в   Поставы. В   24 года был горяч и   энергичен, ездил и   доказывал: люблю работать на   земле, хочу расширить бизнес, и   у   меня все получится, помогите только кредитом   — надо купить комбайн, а   еще «ГАЗ-53», а   еще построить помещение. И   доездился-таки   — в   Минсельхозпроде решили помочь, выделить 8 миллиардов рублей в   ценах 1994 года. Только, говорят, привези нам бумагу из   райисполкома, что они не   против. А   в   Поставах меня обломали быстро. Создали комиссию и   сказали: «Сынок, не   будешь ты   этим заниматься, кінь дурное». Хотя я   у   них просил не   денег, а   только бумажку.



Почему не   сложилось с   выращиванием зерна, Владимир объясняет так:


—   До   2013 года в   Лынтупах работал свой спиртзавод   — и   проблем со   сбытом не   было. Предприятие рассчитывалось вовремя и   платило хорошо. Последний раз продал пшеницу по   2 млн 700 тысяч рублей «старыми» за   тонну. Всего намолотил 70 тонн. Вышло под 200 миллионов. Для наших полей   — это вообще нормально! А   потом на   спиртзаводе произошел взрыв бака, погибла девушка, еще троих человек ранило. Здание от   взрыва разошлось, местами трещины были около метра. Часть завода разобрали   — и   все, он   закрылся. Я   изучил закупочные цены на   зерно на   других предприятиях   — а   они в   два раза меньше. Зерна стал выращивать немного. Перешел на   посев трав   — продаю сено. Удивительно, но   на   него есть спрос. Например, берут на   конюшни.


Параллельно с   земледелием Иванкович занимается лесом.


—   Живем   же среди леса. Вот и   стал оказывать услуги по   заготовке, переработке и   транспортировке древесины. Делал паллетную доску, отправлял ее   в   Бельгию, Германию, Латвию, на   внутренний рынок. За   это построил дом, появилась сельхозтехника (правда, комбайна своего до   сих пор нет   — приходится арендовать). Было у   меня и   несколько наемных работников. Помещение под лесопилку более 15 лет арендовал у   местного хозяйства. Но   колхоз развалился, и   районные власти выставили здание на   аукцион. Возможно, удастся его выкупить.


Сейчас, говорит Владимир, его лесопилка переживает не   лучшие времена:


—   Нет сбыта. Буквально до   Нового года лес котировался хорошо, а   сейчас на   внутреннем рынке его переизбыток: в   Беларуси много усыхающих лесов, и   их   вырубают. Однако цена на   лес, несмотря на   излишек товара, несильно упала. Приходится зарабатывать тем, что нанимаемся к   лесхозам и   частным фирмам   — наша техника вывозит их   древесину.



Домик, который Владимир Иванкович сдает отдыхающим

Но   и   это еще не   все: второй год предприимчивый лынтупчанин воплощает давнюю мечту   — агротуризм.


—   В   урочище Миколки перевезли домик, есть там и   банька. Еще многое недостроено. Надо и   время, и   деньги, чтобы все довести до   ума. Но   работает сарафанное радио   — и   люди приезжают к   нам отдыхать. В   основном, рыбаки: вокруг шикарные озера.



«Молодежь массово уезжает из   Лынтуп, а   мой сын остался»

Главный помощник фермера   — 24-летний сын Станислав. Парень получил диплом инженера-механика, отслужил в   армии и, как когда-то Владимир, вернулся в   Лынтупы. И   тоже, как батька, уцепился за   родную землю и   аграрное производство. Более того, планирует расширить семейный бизнес.



—   Еще не   уехал из   Лынтуп, как многие его сверстники. Он   технарь до   мозга костей, привык к   металлолому с   детства, вечно ремонтирует технику, что-то варит, режет, доводит до   ладу, собирает из   разных запчастей… Учился на   автотракторном факультете БНТУ, одновременно работал вечерами на   автосервисе. После окончания университета ему предлагали хорошую работу в   Минске, но   он   приехал домой. Хочет взять 100 гектаров земли и   открыть фермерское хозяйство. Сейчас все на   стадии переговоров и   согласований с   местной властью.


Интересуемся, как молодой человек отдыхает   — ведь в   Лынтупах и   пойти-то некуда. Стас смеется:


—   Ой, это вообще не   проблема! Могу и   в   Минск съездить развеяться, и   в   Вильнюс. В   Литву мы   вообще запросто ездим   — за   тем   же хлебушком, у   всех   же визы. А   еще у   нас   — край воды и   красивой природы. За   день люди могут по   пять раз съездить на   озеро. Мотоциклы и   машины есть   же у   всех. Так что молодежь отдыхает на   озерах. А   зимой интернет есть   — уже нескучно. Хотя, бывает, приходишь домой уставший поздно вечером. Поел и   спать, не   до   развлечений.


Парень подтверждает, что молодежи в   Лынтупах осталось мало:


—   И   от   этих   же, уехавших, приходится выслушивать: «Ой, как тут мало народу!». —   «Ну   так не   надо было отсюда уезжать». —   «Ай, а   что я   тут забыл?».


Отец и   рад, что сын не   бросил родину и   общее дело, но   и   переживает, что планы Стаса могут не   осуществиться из-за бюрократических проволочек:


—   Я   советую так: «Сынок, пойдет дело   — дерзай, а   не   пойдет   — сразу   же уезжай отсюда, не   губи молодые годы».


А   сам Владимир никуда из   Лынтуп   — патриот. Это он   в   деда Станислава (в   честь него и   сына, кстати, назвал).


—   Дед служил в   кавалерийском полку. Потом попал в   Катынский лагерь. Чудом избежал расстрела. Позже оказался в   эстонском концлагере. И   оттуда вышел живым. А   через некоторое время очутился в   Лукишской тюрьме в   Вильне. Это был человек уникальной силы духа. И   большой патриот: он   один из   шести братьев и   сестер остался в   Лынтупах   — все остальные уехали в   Польшу. Я   пошел по   деду: на   чужбину ни   за   что не   уеду, родные могилы не   брошу, тут   же у   нас похоронена родня аж   до   прапрабабушки.



«Лынтупчане построили две АЭС   — Островецкую и   Игналинскую»

Работы в   Лынтупах почти нет   — в   разные годы тут закрылся ряд предприятий: смолзавод, пивзавод, маслосырзавод, спиртзавод. Местные особенно жалеют последний:


—   Поселок держался, пока спиртзавод был. Это   же 110 хороших рабочих мест. А   сейчас что у   нас осталось? Железная дорога, амбулатория, школа, почта, кое-какая торговля   — 7−8 магазинов, в   основном, продуктовых. Поэтому люди крутятся, как могут. Не   один десяток человек, в   основном, мужчины, ездят на   стройку Островецкой АЭС.


—   Лынтупчане-то уже вторую атомную строят! Раньше, при Союзе, Игналинскую помогали возводить   — отсюда каждый день, в   течение 7−8 лет, ходили шесть автобусов с   рабочими. Многие люди получали в   Литве квартиры и   оставались. А   сейчас вот в   Островец ездят. Но   там стройка заканчивается. Поэтому некоторые подаются в   Москву. А   еще у   нас новая фишка с   заработками   — Польша, Литва. Молодежь норовит уехать в   Вильнюс,   — рассказывает Иванкович.


Оставшиеся живут «с   земли». Владимир говорит, что извечная тяга белорусов к   земле есть у   всех местных:


—   Как только весна   — из   каждой подворотни, черт поймешь откуда, повылазит столько тракторов! Из   какого-то металлома люди их   пособирают, какие-то еще причиндалы огородные понаходят   — копалки, сажалки! Народ наш давно разобрал   бы эту пустующую землю и   всю запахал, если   б ему ее   дали. Люди помнят еще свои наделы за   «польскім часам». Вон теща моя живет на   хуторе, так вокруг него земля   — 16 гектаров, которые ее   отец купил, а   потом несколько лет раскорчевывал, жилы рвал. И   что вы   думаете? Только человек хозяином стал, женился   — как его схватили и   сгноили в   лагерях как врага народа. Отпустили уже смертельно больного. В   1956-м он   вернулся и   почти сразу умер. Кстати, отца тещи Наполеоном звали   — наверное, в   наших местах в   пику властям даже детей называли.



Крест из   дуба. На   нем надпись: «За   нашу і вашу свабоду»: «За   табличку эту потягали нас, конечно, власти»

На   окраине Лынтуп   — кладбище, где похоронены и   католики, и   православные, и   шляхтичи, и   селяне. А   еще здесь есть могилы польских солдат, погибших в   1919—1920 годах. Местные жители за   ними ухаживают. А   в   2007-м на   погосте поставили памятник «невядомым жаўнерам».



На   табличке на   памятнике написано: «Невядомым жаўнерам, суайчыннікам, палеглым у   абароне Бацькаўшчыны ад   бальшавісцкай навалы ў 1920 годзе. Удзячныя нашчадкі»

—   Первый памятник «невядомым жаўнерам» тут поставили еще в   1930-е. Сделала это гмина Лынтупская   — «за   польскім часам» так назывался сельсовет,   — говорит Владимир Иванкович. —   Памятник стоял много лет и   пришел в   ужасное состояние. Мы   его восстановили. Крест над памятником   — из   дуба. На   нем надпись «За   нашу і вашу свабоду». За   табличку эту потягали нас, конечно, власти. Сказали: убирайте   ее. А   я   говорю: «Крест асвенчаны ксендзом. Вам надо   — вы   и   убирайте. Так руки быстро отсохнут». Кстати, люди, которые при Советах у   нас валили «крыжы»   — а   они раньше стояли на   каждом перекрестке,   — в   2000-х, когда их   стали восстанавливать, предлагали и   помощь, и   лес. Опомнились перед смертью.



На   местной железнодорожной станции в   2007 году установили бюст «короля узкоколейки», инженера-изобретателя Болеслава Яловецкого.


—   Яловецкий родился недалеко от   Лынтуп и   был другом нашего помещика Бишевского, часто к   нему приезжал,   — рассказывает Иванкович. —   По   чертежам этого инженера построили паровоз, который возил Николая II. Он   развивал скорость до   160 километров в   час   — это было мощно для того времени. Бюст Яловецкого сделал скульптор Алесь Шатерник   — у   него тут неподалеку дом. Когда открывали мемориал, власти организовали хороший праздник: и   митинг был, и   стол.


А   вот местная железнодорожная слава померкла. Станция в   Лынтупах   — бывшая узловая и   имевшая собственное депо, теперь даже не   линейная, а   вообще тупиковая. Сюда ходит только один поезд   — из   Витебска. Прибывает состав рано утром, а   вечером отправляется обратно в   областной центр.



Где-то здесь, в   этом тупике, Иванкович говорит:


—   Никому   бы не   советовал пройти моим путем. Я   все время пытался нагнать тот паровоз, под который попало два поколения семьи. У   дедов землю забирали, они прошли лагеря. Отец недаром не   любил большевиков. Я   думал: смогу обогнать локомотив истории, восстановить справедливость, забрать землю предков и   передать ее   своим детям. Не   получается. Пока. Но   надежды я   не   теряю.

 

Теги: Витебск, Минск
 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.