Бюджетная аномалия — 2017: Дума делит допдоходы, а дефицит при этом растет

фoтo: Дмитрий Кaтoржнoв

Нa плeнaрнoм зaсeдaнии Гoсдумы дeпутaты зaнимaлись вeсьмa приятным дeлoм — дeлили дeньги. A тoчнee дoпoлнитeльныe дoxoды, oбрaзoвaвшиeся в бюджeтe пo итoгaм трex квaртaлoв. «Пирoг» для дeлeжки oкaзaлся нeмaлeньким — 273 млрд рублeй, истoчникoм кoтoрыx Минфин нaзвaл нeнeфтeгaзoвыe дoxoды (125 млрд рублeй) и экoнoмию рaсxoдныx срeдств (148 млрд рублей).

Впрочем, наиболее интересными представляются не источники возникновения допдоходов, а направления их перераспределения. Львиная их доля (200 млрд рублей) ушла на решение задач оборонной безопасности. Как уточнил глава Минфина, «мы говорим о том, что поможем предприятиям, которые ранее залезли в кредитные схемы, решить этот вопрос раньше». 36 млрд получат субъекты Федерации, которые имели наиболее позитивные показатели по приросту своих налоговых доходов по налогу на прибыль. 20 млрд будут вложены в кредитование аграрного сектора. А точнее они пойдут докапитализацию государственного Россельхозбанка, который и обеспечивает фермеров льготными займами. Наконец, ещё 16 млрд рублей достанутся фонду развития промышленности.

В общем, всем сестрам досталось по серьгам, чему можно было бы только порадоваться, если бы не одно обстоятельство. На том же пленарном заседании Госдума приняла в первом чтении законопроект об увеличении дефицита федерального бюджета в 2017 году с 2,1% до 2,2% ВВП, внесенный правительством РФ.

Казалось бы, сущая мелочь — повышение дефицита на 1 процентный пункт, но в денежном выражении все выглядит не так уж безобидно. Согласно подсчетам Антона Силуанова, дефицит бюджета текущего года увеличивается на 84 млрд рублей — до 2,008 триллиона рублей. И это уже полностью меняет акценты сегодняшнего думского действа: получается, что депутаты делят не пышный пирог, а дырку от бублика.

Впрочем, министр финансов заострять внимание собравшихся на этом парадоксе — когда, с одной стороны, делятся дополнительные доходы, а с другой — растет дефицит бюджета — не стал, заверив депутатов, что все идет по плану. «Это абсолютно соответствует тому тренду, который мы предусматриваем на предстоящую трехлетку. Потому что в следующем году дефицит бюджета планируется в сумме 1,4% ВВП, потом в 2019-2020 годах менее 1%», — пояснил министр.

Профессор Высшей школы экономики Игорь Николаев в разговоре с «МК» дал свое объяснение образовавшейся бюджетной «аномалии»: доходы бюджета действительно растут, но еще больше растут его расходы — отсюда и возникает все увеличивающийся дефицит.

О нем, правда, глава Минфина предпочел на заседании не говорить, зато порадовал депутатов целым ворохом хороших экономических новостей. «Уточнилась макроэкономика, — сообщил Силуанов, — Мы ожидаем рост ВВП в текущем году на 2,1%, инфляция по итогам 2017 года ожидается уровня чуть больше 3%. Курс рубля тоже изменился: более крепкий стал по сравнению с тем, что предусмотрен был ранее в бюджете. Пересчитаны и цены на нефть, которые также отличаются более оптимистичными показателями, чем это было учтено в законе о бюджете».

Поправками к бюджету на 2017 год дополнительные доходы и перераспределенные средства будут направлены на докапитализацию Россельхозбанка, увеличение вложений в Фонд развития промышленности и помощь оборонным предприятиям. Об этом заявил глава Минфина Антон Силуанов, представляя на пленарном заседании Госдумы поправки к бюджету на 2017 год.

Подробнее на ТАСС:

http://tass.ru/ekonomika/4655931 Правда, выступавшая следом глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова попыталась внести ложку дегтя в нарисованную Силуановым идиллическую картину. В частности, она выразила сомнения в достижении по итогам года темпов роста ВВП в 2,1%, указав на риски, «связанные с завышенной оценкой на 2017 год отдельных показателей, влияющих на динамику ВВП». К таковым она отнесла повышенную оценку роста инвестиций в основной капитал (с 2 до 4,1%), оптимистические оценки розничного товарооборота (закладывается годовой рост 1,2%, в то время, как за девять месяцев было 0,5%) и реальных располагаемых доходов населения (ожидается рост на 1,3%, хотя пока они в «минусе»). Если опасения Счетной палаты сбудутся, ты дыра в бюджете этого года может оказаться еще более солидной, чем та, за которую проголосовали депутаты.

Заделывать ее, уверен Игорь Николаев, власти будут за счет тех резервов, что скопились у них в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния (ФНБ), которые, как известно сливаются в один. Эксперт пояснил, что в Резервном фонде сейчас порядка 1 трлн рублей, и этого не хватит на финансирование накопленного к концу года дефицита бюджета, который, как стало ясно из сегодняшнего обсуждения, превысит 2 трлн. Тогда пойдут в расход средства «слившегося» ФНБ (там сейчас порядка 4 трлн рублей).

Столь масштабную трату резервов собеседник «МК» связывает с приближающимся годом президентских выборов. «Одно дело, перед выборами сказать людям: «мы потратили весь Резервный фонд, в котором когда-то было 5 трлн рублей», и совсем другое — «мы объединили фонды, и у нас остается «подушка безопасности», — объяснил логику действий финансовых властей Николаев.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.